Историко-статистическое описание
К западу от г. Минска у истоков р. Птичь находится древняя деревня Старое Село. Сейчас она входит в Хатежинский сельсовет Минского района. Население по данным на 1997 год составляло 573 жителя. Деревня была основана в 1582 году. С 1589 года она входила в Слуцкое княжество, а в 1600 году являлась центром волости. В 1800 году Старое Село перешло во владение князя Радзивила, а с 1858 года – князей Володковичей. С 1800 года в деревне существовал стеклозавод.
Издревле население этого края было православным. Этому способствовало особенное положение Слуцкого княжества, в которое входила деревня: долгое время Слуцкое княжество оставалось оплотом Православия в Речи Посполитой, представляя собой анклав Истинной веры в бушующем море католицизма и унии. К концу XVIII века католикам все-таки удалось с помощью помещиков перевести жителей в унию. Поэтому первый храм в честь Рождества Богородицы, построенный в 1784 году был униатским. Церковь Рождества Богородицы с колокольней построили крестьяне из дерева. По бедности в церкви не хватало утвари. Сразу после постройки храма был образован самостоятельный приход. В 1839 году приход деревни Старое Село возвращается в лоно Православной Церкви. Из Клировой ведомости за 1840 год известно, что к Старосельскому приходу принадлежало пять приписных и кладбищенских храмов:
- в д. Старое Село на кладбище в 1806 году была построена графом Августином Дорским деревянная церковь в честь свт. Дмитрия Солунского.
- в д. Чачково на кладбище в 1811 году была построена помещиком Олемским деревянная церковь в честь апп. Петра и Павла.
- в д. Ратомка на кладбище была построена в 1792 году деревянная Успенская церковь.
- в д. Трасковщина в 1803 году была построена помещиком Тадеушем Светорудецким деревянная Рождества Богородицы церковь.
- в д. Глушицы на кладбище стояла деревянная Свято-Николаевская церковь. Дата ее постройки неизвестна. Настоятелем при церкви служил бывший униатский священник Игнатий Павлович Верниковский, выпускник униатской Лавришевской Духовной Семинарии.
В Клировой ведомости прихода за 1841 год уточняется состав прихода. В него входили деревни: Старое Село, Хотежино, Скиршонтово, Трасковщина, Барсуки, Рудаки, Глушицы, Чачково, Вендзелево. В 1842 году произошло существенное расширение границ прихода. К вышеуказанным деревням прибавились следующие населенные пункты: Минковцы, Осинове, Дубенцы, Козловцы, Пшасово, Малинки, Передрове, Дулички, Головки, Петровщина, Крайны, Котяги, Закоблуки, Птичь, Брички, Ляховщина, Бойдаков, Селище, Новосады, Глушицы, Кирмантово, Скирмонтово, Микулищи. В 1843 году к вышеназванным приписным храмам добавляется еще одна церковь свв. апп. Петра и Павла в д. Брички, построенная помещиком Михаилом Добровн. В этом же году приход причисляется к 5 классу, в соответствии с которым было начислено жалование в размере 236 рублей в год. Земли при храме числилось 48,5 десятин.
10 ноября 1861 года указом Святейшего Синода за № 3478 церковь во имя Рождества Богородицы в д. Старое Село возвели в 4 класс. В связи с этим повысили жалование прихода до 256 рублей в год. В 1863 году правительство выделило 4 тысячи рублей на ремонт храма. В 1865 году настоятелем прихода назначили выпускника Минской Духовной Семинарии иерея Александра Боболовича.
В 1867 году при приходе открылась церковно-приходская школа, а 1885 году – школа грамотности. Тридцать один год отец Александр Боболович был настоятелем Старосельской церкви, пока в 1896 году его не сменил выпускник Минской Духовной Семинарии иерей Константин Околович. К 1901 году жалование прихода составляло 543 рубля 30 копеек. Из шести приписных церквей к тому времени числилось только три:
- В д. Трасковщина – Свято-Покровская кладбищенская церковь.
- В д. Чачково – Свято-Петро-Павловская церковь.
- В д. Старое Село – Свято-Дмитриевскя кладбищенская церковь.
Общее число прихожан составляло 2918 человек.
С 1 мая 1912 года настоятелем назначили иерея Константина Строковского, выпускника Минской Духовной Семинарии. Церковь Рождества Божией Матери представляла собой образец народного деревянного зодчества. Выстроена в плане удлиненным крестом с одним глухим куполом на пересечении крыш. На главном фасаде возвышалась колокольня. Фасады членены в один ярус окнами и дверями. К апсиде пристроена ризница. Клиросы устроены на солее. Иконостас одноярусный, покрашен в белый цвет, рамы золоченные. Состоял из шести икон. Пол деревянный. Храм не отапливался.
С приходом в 1917 году к власти большевиков, начались гонения на Церковь. В период 1920-30-х годов приход в Старом Селе закрыли, а храм передали колхозу. Во время Великой Отечественной войны 6 января 1944 года при угоне жителей деревни в Германию солдаты сожгли здание церкви. В 1950 году на месте сгоревшей церкви построили склад для магазина. А кладбищенскую Свято-Дмитриевскую церковь разрушили, оставив только фундамент. Возродилась православная община в деревне Старое Село только в 1997 году. 23 июля 1997 года состоялось собрание верующих деревни в количестве 27 человек под председательством секретаря Минского Епархиального Управления архимандрита Иоанна (Хома). На этом собрании решили образовать приход, за которым сохранилось старое дореволюционное название в честь Рождества Богородицы. 2 сентября 1997 года выдали свидетельство о регистрации устава прихода за № 435.
21 декабря 1997 года в юго-западной части деревенского парка освятили место под строительство будущего храма. Для организации богослужебной жизни на приходе назначили диакона Павла Кивовича. 28 сентября 1999 года иерей Павел Кивович утвержден был настоятелем. С мая 2001 года богослужения совершаются в помещении совхоза «Птичь», в бывшей Ленинской комнате. В октябре этого же года районное потребительское общество начало земельные работы вокруг фундамента сгоревшего во время Великой Отечественной войны храма. В ходе этих работ случайно вскрыли захоронения священников XVIII-XIX веков. В ноябре 2002 года завершили нулевой цикл строительства церкви. А 20 апреля 2003 года по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) благочинный церквей второго Минского районного округа иерей Николай Мозгов совершил чин закладки капсулы с грамотой в основании строящегося храма. Будущий храм (12х12 метров) представляет в плане крест с одним куполом. Колокольня по проекту будет находиться отдельно. Планируемая вместимость составляет 150 человек.